О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Authors

  • Васила Актамова
  • Ahtamova Z.U.
  • Mexribon Muradova

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.15761486

Keywords:

головоломка, решение, механические, устные, танграм, магический квадрат, ханойская башня, головоломки со спичками, занимательные задачи

Abstract

Рассматриваются вопросы методики обучения учащихся решению математических головоломок
при изучении математики как средства развития их мышления. Решение головоломок расширяет словарный
запас, облегчает общение с людьми, позволяет научиться лучше считать в уме, повышает наблюдательность
и проницательность. Задачки-головоломки учат нас по-новому решать повседневные проблемы, в том числе
благодаря использованию нестандартного способа мышления.
Кроме того, приведены определение и виды математических головоломок. Занимательные задачи-головоломки –
это надёжное, проверенное временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи развивают
разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Рассмотрены примеры и история возникновения
головоломок и их польза в воспитании воли, упорства, сообразительности, развитии мышления и укреплении
памяти.

Author Biographies

Васила Актамова


преподаватель, Самаркандский государственный университет
ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологии

Ahtamova Z.U.


Samarqand tumani 2-ixtisoslashtirilgam davlat
umumta’lim maktabi matematika fani o‘qituvchisi

Mexribon Muradova


Самаркандский государственный университет
ветеринарной медицины, животноводства и биотехнологии
Iqtisodiyot fakulteti, Iqtisod yo‘nalishi 104- guruh talabasi

References

Барр С. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987. – 415 с.

Головин Д. А., Дубровский Е. Э., Ловков К. И., Шамшурина Ю. С., Ястребов М. И., Шмелева О. В. Математические головоломки:

полимино. // Юный ученый. – 2016. – №6.1. – С. 21-23.

Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999. – 447 с.

Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2018.– № 10 (октябрь). – С. 940–955. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm. 10.24422/

Дьюдени Г. Э. 520 головоломок. – М.: Мир, 2000. – 333 с

Дубровский В. Н., Калинин А. Т. Математические головоломки. – М.: Знание, 1990. – 144 с.

Ефремов, Т.В. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный словарь.: Ок.160 000 слов/ Т.В. Ефремов –

М.: Дрофа, 2000. – 1233с

Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Книга 1. – СПб.: Новое время, 1914. – 275 с.;Книга 2. – СПб.: Новое время, 1909. – 282 с.;

Книга 3. – СПб.: Новое время, 1915. – 322 с.

Избранные занимательные задания из книги И.Г. Сухина «Весёлая математика: 1500 головоломок для математических

олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс» (М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 192 с.)

Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М.: Изд. дом «ОНИКС»,2000. – 576 с.

Косярский, А.А..Олимпиадная математика. Геометрия, математические головоломки и элементы анализа : учебно-

методическое пособие А. А. Косярский. – Казань : Бук, 2023. – 60 с. – Текст : электронный.

Мочалов Л. Головоломки и занимательные задачи. М.: Физматлит. : 2006 .- 194 с.

Останов К. и др. Об использовании нестандартных задач в процессе активизации мышления учащихся //Проблемы науки. –

– №. 12 (48). – С. 98-99.

Останов К., Сиддикова С. Х. Развитие творческого мышления учащихся при решении логических задач //Наука и образование

сегодня. – 2021. – №. 4. – С. 79-81.

Останов К., Абсаломов Ш. К., Шукруллоев Б. Р. О. Решение задач на исследование как средство формирования у учащихся

умений применять знания в нестандартных ситуациях //Наука, техника и образование. – 2021. – №. 5 (80). – С. 61-64.

Останов К., Шукруллоев Б. Х. , Азимов А. А. Об обучении учащихся методам решения задач по комбинаторике //Проблемы

современной науки и образования. – 2019. – №. 6 (139). – С. 90-92.

Останов К. и др. Методические особенности ознакомления учащихся с понятиями специальных бинарных отношений //

international scientific review of the problems of pedagogy and psychology. – 2018. – с. 26-28.

Останов К., Султанов Ж., Нуриллаев С. С. Обучение учащихся умениям обобщать в процессе решения геометрических задач

//international scientific review of the problems and prospects of modern science and education. – 2018. – с. 76-77.

Cултанов Ж. и др. Использование принципа четности при решении олимпиадных задач //european research: innovation in

science, education and technology. – 2018. – с. 57-59.

AL-ABSI, M. (2009). Games and thinking in mathematics. Dar almaseera for publication and distribution, Jordan, 1st Ed.

Al-Heeleh, M. (2005). Educational Games and its Production

Techniques. Dar al-maseera for publication and distribution, Jordan,

rd Ed.

Evered, L. (2001). Riddles, Puzzles, and Paradoxes: Having Fun with Serious Mathematics. Mathematics Teaching in the Middle

School, 6(8), 458-61.

Guershon, H. & Larry, S. (2005). Advanced Mathematical Thinking at Any Age: its Nature and its Development. Mathematical Thinking

and Learning: An International Journal, 7(1), 27-50.

Khairiree, K. (2015). Creative Thinking in Mathematics with Tangrams and The Geometer’s Sketchpad. Proceedings of the 20th Asian

Technology Conference in Mathematics (Leshan, China).

Pulungan, P. S. A., & Marpaung, A. S. (2024). Community Service Application of Puzzle Straw TeachingAids in Mathematics Learning

at Coastal Elementary School in Silo Baru Village Dusun X. Center of Knowledge: Jurnal Pendidikan Dan Pengabdian Masyarakat,

-13.

27.Romorosa, Q., Dahe, K., Colanggo, M., Resabal, D., Anlicao, R., Boquia, R., ... & Luzano, J. (2023). Improving Students’

Achievement of Learning Competencies in Mathematics through Micro-Lecture via ED Puzzle. International Journal of Multidisciplinary

Approach and Studies, 10(4), 120-133.

28.Buscaroli, R., Chesani, F., Giuliani, G., Loreti, D., & Mello, P. (2023). A

Prolog application for reasoning on maths puzzles with diagrams. Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence, 35(7),

-1099.

Published

2025-04-01

How to Cite

Актамова , В., Ahtamova Z.U., & Muradova , M. (2025). О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. GREEN ECONOMY AND DEVELOPMENT, 3(5). https://doi.org/10.5281/zenodo.15761486
Loading...