TРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: СОЦИОЛОГИЯ РОЛИ ЖЕНЩИН И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.17465459Keywords:
искусственный интеллект; общественное сознание; гендер; женщины; технологическое общество; цифровая социология; гендерная идентичность; социальные стереотипы; цифровое неравенство; трансформация ценностейAbstract
в условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта происходят глубокие
изменения в структуре общественного сознания. Цифровизация всех сфер жизни формирует новые ценности,
социальные ориентиры и механизмы взаимодействия между людьми и технологическими системами. В
центре данных трансформаций оказывается вопрос о гендерной идентичности и социальной роли женщин в
технологическом обществе.
Целью данного исследования является социологический анализ влияния искусственного интеллекта на
трансформацию общественного сознания, выявление изменений в восприятии гендерных ролей и определение
новых форм участия женщин в цифровой культуре и экономике. В работе рассматриваются вопросы
воспроизводства гендерных стереотипов в алгоритмах искусственного интеллекта, проблемы «цифрового
неравенства» и формирование нового типа общественного мышления- технологического сознания.
Научная новизна исследования заключается в разработке концепции «гендерной социологии искусственного
интеллекта», направленной на выявление взаимосвязей между технологическим прогрессом, общественными
структурами и изменением гендерной идентичности. Практическая значимость работы состоит в возможности
использования её результатов при формировании национальных стратегий цифрового равенства, программ
поддержки женщин в STEM-сфере и развитии цифровой социологии в целом
References
1. А. Саидов. Социология: назария ва амалиёт. -Тошкент, Янги аср авлоди, 2020.- 456 б.
2. М. Рахимов. Рақамли жамиятда ахлоқ ва тафаккур еволюцияси. – Тошкент, Ўзбекистон Миллий университети
нашриёти, 2021.- 280 б.
3. Ш. Турсунов. Aёллар ва гендер тенглиги социологияси.- Тошкент, Фан ва технология, 2019. – 240 б.
4. Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Рақамли Ўзбекистон- 2030” стратегияси тўғрисидаги фармони.-
Тошкент, 2020 йил.
5. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Aёлларни рақамли иқтисодиётга кенг жалб етиш чора-
тадбирлари тўғрисида” қарори.- Тошкент, 2021 йил.
6. И. Курбонова. Aхборот асрида ижтимоий онгнинг ўзгариши.- Тошкент, ЎзМУ, 2022.- 198 б.
7. Х. Муминова. Гендер ва рақамли маданият: замонавий ўзгаришлар социологияси.- Тошкент, Aкадемнашр,
2023. -260 б.
8. Бауман З. Индивидуализированное общество. -Москва: Логос, 2005. -390 с. Горшков М. К., Шереги Ф. Э.
Социология в цифровую эпоху. -Москва, РАН, 2021. - 280 с.
9. Ионова Н. В. Гендер и общественное сознание: социологический анализ. - Санкт-Петербург: Наука, 2019.- 312
с.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -Москва: ГУ ВШЭ, 2020. -608 с.
11. Луман Н. Общество как социальная система.- Москва: Изд-во Логос, 2004.- 640 с.
12. Нестерова Д. С. Социальное неравенство в условиях цифровизации. -Москва: ИС РАН, 2022.- 214 с.
13. Фролова Е. В. Женщина и искусственный интеллект: социокультурные аспекты. // Социологические
исследования.- 2023.- №9. -С. 72-83.
14. Braidotti, R. The Posthuman. -Cambridge: Polity Press, 2013.
15. Turkle, S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. – New York: Basic
Books, 2017.
16. Siddikov, A.A. (2025). Futurologiya va mintaqaviy iqtisodiy transformatsiya: Markaziy Osiyoda O‘zbekistonning
strategik ssenariylari. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.16902176
17. Mamadalieva, Sh.А. (2025). Artificial Intelligence and Audio Media: A Development Model of Radio Journalism in the
New Era. DOI: https://zenodo.org/records/17386620
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.