РОЛЬ И РАЗВИТИЕ КИБЕРПРАВА В ФИНТЕХ-ПРОЕКТАХ: ПРАВОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

РОЛЬ И РАЗВИТИЕ КИБЕРПРАВА В ФИНТЕХ-ПРОЕКТАХ: ПРАВОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

Authors

  • Шерзод Мирзаев

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17756888

Keywords:

киберправа, финтех, цифровая экономика, RegTech, искусственный интеллект, кибербезопасность, цифровая идентичность, защита данных, цифровое доверие

Abstract

В статье исследуются концептуальные основы киберправа и его значение для развития финтех-
проектов в условиях цифровой экономики Узбекистана. Рассматриваются международные и национальные
подходы к правовому регулированию цифровых финансов, искусственного интеллекта и защиты данных. Особое
внимание уделяется анализу нормативной базы Республики Узбекистан, а также рекомендациям по формированию
национальной стратегии киберправа как ключевого инструмента цифрового доверия и устойчивого развития
финансовой системы.
В работе проведён сравнительный анализ международных правовых моделей (GDPR, PSD2, AI Act, MAS
Sandbox), определены ключевые пробелы и риски национального законодательства, а также выявлены тенденции
и прогнозы развития правового регулирования в сфере цифровых финансов.
Предложена концептуальная модель экосистемы киберправа и цифрового доверия, включающая взаимосвязь
между блоками Data Governance, Cybersecurity, AI Regulation, RegTech, Privacy & Ethics, что позволяет
интегрировать правовые, технологические и этические аспекты регулирования.
Методологическая основа исследования включает анализ нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой
метод, системный и прогнозный анализ, а также эмпирическую оценку динамики финтех-индустрии Узбекистана
за 2018–2024 годы.
Результаты исследования подтверждают, что уровень развития киберправа напрямую влияет на степень
цифрового доверия, безопасность данных и инвестиционную привлекательность финтех-сектора. На основе
анализа предложены научно обоснованные рекомендации по созданию Национальной стратегии киберправа
Узбекистана и внедрению инструментов RegTech / SupTech для повышения эффективности регулирования.

Author Biography

Шерзод Мирзаев

Самостоятельный соискатель по специальности
08.00.16 «Цифровая экономика и международная цифровая интеграция»

References

1. Deming W. E. Out of the Crisis. MIT Press, 1986.

2. Juran J. M. Quality Control Handbook. McGraw-Hill, 1988.

3. OECD. Digital Economy Outlook 2024. Paris, 2024.

4. European Union. General Data Protection Regulation (GDPR), 2018.

5. Monetary Authority of Singapore. FinTech Regulatory Sandbox Guidelines, 2023.

6. ITU. Global Cybersecurity Index 2024. Geneva, 2024.

7. FATF. Guidance on Digital Identity and Virtual Assets Regulation. Paris, 2023.

8. World Bank. Digital Uzbekistan 2030 Roadmap. Washington, 2024.

9. Центральный банк Республики Узбекистан. Программа “RegTech Uzbekistan 2025”.

10. Министерство цифровых технологий. Цифровая трансформация и стратегия кибербезопасности Республики

Узбекистан, 2024.

11. Mirzaev Sh.Ya. Digital Governance and FinTech Regulation in Central Asia. BFA Research Paper Series, 2024.

12. OECD / ADB. Cyber Resilience in Financial Systems of Emerging Markets. Manila, 2023.

13. ISO/IEC 27001:2022. Information Security Management Systems.

14. ITU-T Recommendation X.1205. Overview of Cybersecurity.

15. Постановление Президента Республики Узбекистан №PQ–358 (2021). О мерах по реализации Национальной

стратегии развития искусственного интеллекта.

16. Закон Республики Узбекистан «О персональных данных» (ред. 2023).

17. Lawrence Lessig. Code and Other Laws of Cyberspace. Basic Books, 1999.

18. UNDP Uzbekistan. Digital Governance Readiness Report. Tashkent, 2024.

Published

2025-11-01
Loading...