ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: МОДЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.18009547Keywords:
цифровая экосистема, университет, цифровая трансформация, модели цифровизации, большие данные, искусственный интеллект, цифровые сервисыAbstract
В статье исследуются концептуальные подходы к формированию цифровой экосистемы современного
университета и анализируются ключевые модели, механизмы и условия её эффективного функционирования.
На основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта выделены три базовые модели –
технологическая, интеграционная и педагогическая, – которые в совокупности формируют целостную цифровую
среду высшего образования. Показано, что интеграция цифровой инфраструктуры, цифровых процессов
и цифровых сервисов обеспечивает устойчивость, гибкость и адаптивность образовательной экосистемы.
Результаты исследования подчеркивают необходимость комплексной модернизации университетов Узбекистана,
включающей развитие ИКТ-инфраструктуры, внедрение аналитических инструментов, расширение гибридных
форм обучения и повышение цифровых компетенций персонала
References
1. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9(5). P. 1-6.
2. Siemens E. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology,
2005. P. 10-18.
3. Katz R. The Tower and the Cloud: Higher Education in the Age of Cloud Computing. EDUCAUSE, 2008. 242 p.
4. Мухамедова А. Цифровая инфраструктура высшего образования: проблемы и перспективы развития. Ташкент:
Иқтисодиёт, 2022. 168 с.
5. Рахимов Ш. Цифровизация университетов: организационные модели и механизмы управления. Ташкент: Фан,
2023. 190 с.
6. Каримов Н. Цифровая зрелость вузов: оценка, проблемы и пути совершенствования. Ташкент: Universitet
нашриёти, 2021. 140 с.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 GREEN ECONOMY AND DEVELOPMENT

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.