ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИНСКОГО ЧУДА»: АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.18061182Keywords:
высшее образование, образовательная система, высококвалифицированные кадры, модернизация образования, оптимизация учебного процесса, практико-ориентированное обучение, подготовка специалистов.Abstract
В статье рассматриваются пути совершенствования образовательной системы Республики Узбекистан
на основе применения элементов так называемого «финского чуда» в сфере образования. Основное внимание
уделяется анализу ключевых направлений развития национальной системы образования, а также выявлению
проблем и факторов, препятствующих адаптации финской модели в условиях Узбекистана, и возможных путей
их преодоления. Целью и задачей исследования является обоснование оптимальных решений по модернизации
образовательной системы Республики Узбекистан на примере финского опыта, направленных на повышение
качества подготовки кадров и достижение устойчивых результатов в сфере образования. В результате
исследования установлено, что в современных условиях подготовка высококвалифицированных специалистов
становится одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В условиях
глобализации и усиления международных экономических связей Республика Узбекистан вынуждена адаптировать
свою образовательную систему к международным требованиям, что является необходимым условием не только
для поддержания, но и для долгосрочного развития отраслей национальной экономики. В статье проводится
сравнительный анализ образовательных систем Узбекистана и Финляндии, раскрываются причины, по которым в
настоящее время невозможно в сжатые сроки полностью заменить национальную систему образования финской
моделью. Особое внимание уделяется социально-культурным и институциональным аспектам, препятствующим
реализации масштабных образовательных реформ. В выводах обобщены результаты внедрения элементов
финской модели образования, раскрыты достижения Финляндии в данной сфере, а также обозначены основные
направления дальнейшего совершенствования образовательной системы Республики Узбекистан с учетом
национальных особенностей.
References
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Брейкспир, С. (2012). Политическое воздействие исследования PISA: анализ нормативных эффектов
международного сопоставления эффективности школьных систем. Рабочие документы ОЭСР по вопросам
образования, № 71. Париж: Издательство ОЭСР. https://doi.org/10.1787/5k9fdfqffr28-en
3. Эклинд, Г. (2015). Исследовательски ориентированная подготовка учителей в Финляндии: вызовы и
возможности. Материалы Азиатской конференции по образованию и международному развитию.
4. Кеттунен, К. (2013). Управленческое образование в исторической перспективе: проблема бизнес-школ и пути
её решения в Финляндии. Лаппеенранта: Лаппеенрантский технологический университет.
5. Федеральный институт оценки качества образования. (2019). Результаты исследования PISA-2018 в
сопоставительном анализе с результатами предыдущих циклов (2000–2018 гг.). Москва: ФИОКО.
6. Раутакоура, А. (2013). Финская система образования станет международной. Жизнь и общество, август.
7. ОЭСР. (2023). Результаты PISA 2022. Том I: Успеваемость учащихся по математике, чтению и естественным
наукам. Париж: Издательство ОЭСР. https://doi.org/10.1787/53f23881-en
8. ОЭСР. (2024). Образование в цифрах 2024: показатели ОЭСР. Париж: Издательство ОЭСР. https://doi.
org/10.1787/69096873-en
9. Сальберг, П. (2021). Финские уроки 3.0: чему мир может научиться у образовательных реформ Финляндии.
Нью-Йорк: Издательство Teachers College Press.
10. Ниеми, Х., Тоом, А., Каллиониеми, А. (2020). Переосмысление образовательного чуда: финская система
образования. Роттердам: Издательство Sense Publishers. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-872-5
11. ЮНЕСКО. (2021). Переосмысление нашего общего будущего: новый социальный договор в сфере образования.
Париж: Издательство ЮНЕСКО.
12. Всемирный банк. (2022). Анализ сектора образования Узбекистана: на пути к повышению качества и
справедливости. Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 GREEN ECONOMY AND DEVELOPMENT

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.