МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ

МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ

##article.authors##

  • Мехрангиз Нарзуллаева

##semicolon##

https://doi.org/10.5281/zenodo.17977219

##semicolon##

зеленые облигации, ESG-финансирование, зеленый сукук, устойчивые инвестиции, нормативно- правовая база, Малайзия, Узбекистан

##article.abstract##

Быстрое развитие инструментов устойчивого финансирования, ориентированных на принципы
ESG, трансформировало мировые рынки капитала. «Зелёные» облигации, устойчивые сукук и климатически
ориентированное кредитование стали основными механизмами инвестиций в низкоуглеродное развитие.
По данным Инициативы по климатическим облигациям (2024), общий объём эмиссий «зелёных» облигаций
превысил 2 трлн долларов США благодаря сближению подходов к регулированию и использованию стандартов
ICMA, ESG и климатической таксономии. Развивающиеся страны особенно нуждаются в таких механизмах
для мобилизации капитала, ускорения перехода к чистой энергетике и повышения прозрачности институтов.
Согласно отчёту ЮНКТАД (2024), им требуется свыше 1,7 трлн долларов ежегодно для реализации климатических
целей, но доступ к этим инвестициям часто ограничен нормативными барьерами. Среди развивающихся
рынков выделяется Малайзия, создавшая передовую базу для зелёных облигаций и устойчивых сукук при
поддержке национальных регуляторов и международных стандартов. Это позволило стране стать лидером в
выпуске зелёных сукук и одним из ключевых игроков рынка ESG. В то же время Узбекистан только начинает
формировать свою систему устойчивого финансирования. Руководствуясь стратегией «зелёной» экономики 2030
и рекомендациями международных организаций, страна работает над модернизацией инфраструктуры рынка
капитала, ужесточением стандартов раскрытия данных и созданием регуляторной базы для будущих зелёных
финансовых инструментов. В статье анализируется теоретическая основа «зелёного» финансирования, успешный
опыт Малайзии и текущая готовность Узбекистана к развитию климатических инвестиций. На основе проверенных
данных и сравнительного анализа исследуются политические выводы для Узбекистана с акцентом на разработку
таксономии, сертификационных систем и гармонизацию с международной практикой. Результаты показывают:
чёткие механизмы устойчивого финансирования и последовательное регулирование могут значительно повысить
доступ к долгосрочному капиталу в развивающихся странах и укрепить их рынки капитала.

##submission.authorBiography##

Мехрангиз Нарзуллаева

ассистент кафедры «Транснациональная программа IMC KREMS»
Ташкентского государственного экономического университета
Ислам Каримов,49, 100003 Ташкент, Узбекистан

##submission.citations##

1. Г. Х. Брундтланд. Наше общее будущее. – М.: Прогресс, 1989. – 412 с.

2. Д. К. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической

книги «Начала», 1997. – 180 с.

3. О.И.Уильямсон. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. –

СПб.: Лениздат, 1996. – 702 с.

4. Д.Пирс и Р.Тернер. Экономика природных ресурсов и окружающей среды. – М.: Финансы и статистика, 2001.

– 656 с.

5. Организация Объединённых Наций. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Глобальные тенденции

устойчивого финансирования – 2020. – Женева: ЮНЕП, 2020. – 112 с.

6. Всемирный банк. Финансовые риски изменения климата. – Вашингтон: Всемирный банк, 2021. – 98 с.

7. Климатическая инициатива облигаций (Climate Bonds Initiative). Обзор мирового рынка зеленых облигаций за

2024 год. – Лондон: CBI, 2024. – 56 с.

8. Комиссия по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia). Рамочная программа сукук устойчивого

и ответственного инвестирования (SRI Sukuk Framework). – Куала-Лумпур, 2014 (обновление 2023 г.).

9. Комиссия по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia). Годовой отчет – 2024. – Куала-

Лумпур, 2024.

10. Центральный банк Малайзии (Bank Negara Malaysia). Таксономия принципов устойчивого финансирования. –

Куала-Лумпур, 2021.

11. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЮНЕСКАП). Развитие устойчивого

финансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 2023. – Бангкок: ООН, 2023.

12. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ESG-инвестирование и климатический

переход. – Париж: ОЭСР, 2022. – 164 с.

13. Международная ассоциация рынков капитала (ICMA). Принципы зеленых облигаций – 2023. – Цюрих: ICMA,

2023.

14. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Доклад о мировых инвестициях – 2024: Инвестиции в

устойчивые цепочки создания стоимости. – Женева: ООН, 2024.

15. Центральный банк Республики Узбекистан. Обзор платежных систем и цифровых финансовых услуг за 2023–

2024 гг. – Ташкент: ЦБУ, 2024.

16. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан. Стратегия перехода к зеленой экономике до

2030 года. – Ташкент, 2022.

17. Республиканская фондовая биржа «Тошкент». Годовой отчет о деятельности за 2024 год. – Ташкент, 2024.

18. Всемирный банк. База данных Global Findex 2021: Финансовая доступность. – Вашингтон: Всемирный банк,

2021.

19. Нарзуллаева М.А. Секьюритизация: передовой механизм финансирования в условиях зеленой экономики. -

The scientific heritage. № 83 4 февраль, 2022 год 34-39 стр. Будапешт, Венгрия

##submission.downloads##

##submissions.published##

2025-12-01

##submission.howToCite##

Нарзуллаева , М. (2025). МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ. YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT, 3(12). https://doi.org/10.5281/zenodo.17977219
Loading...