МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ

МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ

##article.authors##

  • Мехрангиз Нарзуллаева

##plugins.pubIds.doi.readerDisplayName##:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17977219

##article.subject##:

зеленые облигации, ESG-финансирование, зеленый сукук, устойчивые инвестиции, нормативно- правовая база, Малайзия, Узбекистан

##article.abstract##

Быстрое развитие инструментов устойчивого финансирования, ориентированных на принципы
ESG, трансформировало мировые рынки капитала. «Зелёные» облигации, устойчивые сукук и климатически
ориентированное кредитование стали основными механизмами инвестиций в низкоуглеродное развитие.
По данным Инициативы по климатическим облигациям (2024), общий объём эмиссий «зелёных» облигаций
превысил 2 трлн долларов США благодаря сближению подходов к регулированию и использованию стандартов
ICMA, ESG и климатической таксономии. Развивающиеся страны особенно нуждаются в таких механизмах
для мобилизации капитала, ускорения перехода к чистой энергетике и повышения прозрачности институтов.
Согласно отчёту ЮНКТАД (2024), им требуется свыше 1,7 трлн долларов ежегодно для реализации климатических
целей, но доступ к этим инвестициям часто ограничен нормативными барьерами. Среди развивающихся
рынков выделяется Малайзия, создавшая передовую базу для зелёных облигаций и устойчивых сукук при
поддержке национальных регуляторов и международных стандартов. Это позволило стране стать лидером в
выпуске зелёных сукук и одним из ключевых игроков рынка ESG. В то же время Узбекистан только начинает
формировать свою систему устойчивого финансирования. Руководствуясь стратегией «зелёной» экономики 2030
и рекомендациями международных организаций, страна работает над модернизацией инфраструктуры рынка
капитала, ужесточением стандартов раскрытия данных и созданием регуляторной базы для будущих зелёных
финансовых инструментов. В статье анализируется теоретическая основа «зелёного» финансирования, успешный
опыт Малайзии и текущая готовность Узбекистана к развитию климатических инвестиций. На основе проверенных
данных и сравнительного анализа исследуются политические выводы для Узбекистана с акцентом на разработку
таксономии, сертификационных систем и гармонизацию с международной практикой. Результаты показывают:
чёткие механизмы устойчивого финансирования и последовательное регулирование могут значительно повысить
доступ к долгосрочному капиталу в развивающихся странах и укрепить их рынки капитала.

Биография автора

Мехрангиз Нарзуллаева

ассистент кафедры «Транснациональная программа IMC KREMS»
Ташкентского государственного экономического университета
Ислам Каримов,49, 100003 Ташкент, Узбекистан

Библиографические ссылки

1. Г. Х. Брундтланд. Наше общее будущее. – М.: Прогресс, 1989. – 412 с.

2. Д. К. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической

книги «Начала», 1997. – 180 с.

3. О.И.Уильямсон. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. –

СПб.: Лениздат, 1996. – 702 с.

4. Д.Пирс и Р.Тернер. Экономика природных ресурсов и окружающей среды. – М.: Финансы и статистика, 2001.

– 656 с.

5. Организация Объединённых Наций. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Глобальные тенденции

устойчивого финансирования – 2020. – Женева: ЮНЕП, 2020. – 112 с.

6. Всемирный банк. Финансовые риски изменения климата. – Вашингтон: Всемирный банк, 2021. – 98 с.

7. Климатическая инициатива облигаций (Climate Bonds Initiative). Обзор мирового рынка зеленых облигаций за

2024 год. – Лондон: CBI, 2024. – 56 с.

8. Комиссия по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia). Рамочная программа сукук устойчивого

и ответственного инвестирования (SRI Sukuk Framework). – Куала-Лумпур, 2014 (обновление 2023 г.).

9. Комиссия по ценным бумагам Малайзии (Securities Commission Malaysia). Годовой отчет – 2024. – Куала-

Лумпур, 2024.

10. Центральный банк Малайзии (Bank Negara Malaysia). Таксономия принципов устойчивого финансирования. –

Куала-Лумпур, 2021.

11. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЮНЕСКАП). Развитие устойчивого

финансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 2023. – Бангкок: ООН, 2023.

12. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ESG-инвестирование и климатический

переход. – Париж: ОЭСР, 2022. – 164 с.

13. Международная ассоциация рынков капитала (ICMA). Принципы зеленых облигаций – 2023. – Цюрих: ICMA,

2023.

14. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Доклад о мировых инвестициях – 2024: Инвестиции в

устойчивые цепочки создания стоимости. – Женева: ООН, 2024.

15. Центральный банк Республики Узбекистан. Обзор платежных систем и цифровых финансовых услуг за 2023–

2024 гг. – Ташкент: ЦБУ, 2024.

16. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан. Стратегия перехода к зеленой экономике до

2030 года. – Ташкент, 2022.

17. Республиканская фондовая биржа «Тошкент». Годовой отчет о деятельности за 2024 год. – Ташкент, 2024.

18. Всемирный банк. База данных Global Findex 2021: Финансовая доступность. – Вашингтон: Всемирный банк,

2021.

19. Нарзуллаева М.А. Секьюритизация: передовой механизм финансирования в условиях зеленой экономики. -

The scientific heritage. № 83 4 февраль, 2022 год 34-39 стр. Будапешт, Венгрия

Загрузки

##submissions.published##

2025-12-01

Как цитировать

Нарзуллаева , М. (2025). МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: РОЛЬ ESG-ИНСТРУМЕНТОВ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЁНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА И МАЛАЙЗИИ. YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT, 3(12). https://doi.org/10.5281/zenodo.17977219
Loading...