О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.15761486Keywords:
головоломка, решение, механические, устные, танграм, магический квадрат, ханойская башня, головоломки со спичками, занимательные задачиAbstract
Рассматриваются вопросы методики обучения учащихся решению математических головоломок
при изучении математики как средства развития их мышления. Решение головоломок расширяет словарный
запас, облегчает общение с людьми, позволяет научиться лучше считать в уме, повышает наблюдательность
и проницательность. Задачки-головоломки учат нас по-новому решать повседневные проблемы, в том числе
благодаря использованию нестандартного способа мышления.
Кроме того, приведены определение и виды математических головоломок. Занимательные задачи-головоломки –
это надёжное, проверенное временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи развивают
разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Рассмотрены примеры и история возникновения
головоломок и их польза в воспитании воли, упорства, сообразительности, развитии мышления и укреплении
памяти.
References
Барр С. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987. – 415 с.
Головин Д. А., Дубровский Е. Э., Ловков К. И., Шамшурина Ю. С., Ястребов М. И., Шмелева О. В. Математические головоломки:
полимино. // Юный ученый. – 2016. – №6.1. – С. 21-23.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999. – 447 с.
Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2018.– № 10 (октябрь). – С. 940–955. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm. 10.24422/
Дьюдени Г. Э. 520 головоломок. – М.: Мир, 2000. – 333 с
Дубровский В. Н., Калинин А. Т. Математические головоломки. – М.: Знание, 1990. – 144 с.
Ефремов, Т.В. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный словарь.: Ок.160 000 слов/ Т.В. Ефремов –
М.: Дрофа, 2000. – 1233с
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Книга 1. – СПб.: Новое время, 1914. – 275 с.;Книга 2. – СПб.: Новое время, 1909. – 282 с.;
Книга 3. – СПб.: Новое время, 1915. – 322 с.
Избранные занимательные задания из книги И.Г. Сухина «Весёлая математика: 1500 головоломок для математических
олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс» (М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 192 с.)
Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М.: Изд. дом «ОНИКС»,2000. – 576 с.
Косярский, А.А..Олимпиадная математика. Геометрия, математические головоломки и элементы анализа : учебно-
методическое пособие А. А. Косярский. – Казань : Бук, 2023. – 60 с. – Текст : электронный.
Мочалов Л. Головоломки и занимательные задачи. М.: Физматлит. : 2006 .- 194 с.
Останов К. и др. Об использовании нестандартных задач в процессе активизации мышления учащихся //Проблемы науки. –
– №. 12 (48). – С. 98-99.
Останов К., Сиддикова С. Х. Развитие творческого мышления учащихся при решении логических задач //Наука и образование
сегодня. – 2021. – №. 4. – С. 79-81.
Останов К., Абсаломов Ш. К., Шукруллоев Б. Р. О. Решение задач на исследование как средство формирования у учащихся
умений применять знания в нестандартных ситуациях //Наука, техника и образование. – 2021. – №. 5 (80). – С. 61-64.
Останов К., Шукруллоев Б. Х. , Азимов А. А. Об обучении учащихся методам решения задач по комбинаторике //Проблемы
современной науки и образования. – 2019. – №. 6 (139). – С. 90-92.
Останов К. и др. Методические особенности ознакомления учащихся с понятиями специальных бинарных отношений //
international scientific review of the problems of pedagogy and psychology. – 2018. – с. 26-28.
Останов К., Султанов Ж., Нуриллаев С. С. Обучение учащихся умениям обобщать в процессе решения геометрических задач
//international scientific review of the problems and prospects of modern science and education. – 2018. – с. 76-77.
Cултанов Ж. и др. Использование принципа четности при решении олимпиадных задач //european research: innovation in
science, education and technology. – 2018. – с. 57-59.
AL-ABSI, M. (2009). Games and thinking in mathematics. Dar almaseera for publication and distribution, Jordan, 1st Ed.
Al-Heeleh, M. (2005). Educational Games and its Production
Techniques. Dar al-maseera for publication and distribution, Jordan,
rd Ed.
Evered, L. (2001). Riddles, Puzzles, and Paradoxes: Having Fun with Serious Mathematics. Mathematics Teaching in the Middle
School, 6(8), 458-61.
Guershon, H. & Larry, S. (2005). Advanced Mathematical Thinking at Any Age: its Nature and its Development. Mathematical Thinking
and Learning: An International Journal, 7(1), 27-50.
Khairiree, K. (2015). Creative Thinking in Mathematics with Tangrams and The Geometer’s Sketchpad. Proceedings of the 20th Asian
Technology Conference in Mathematics (Leshan, China).
Pulungan, P. S. A., & Marpaung, A. S. (2024). Community Service Application of Puzzle Straw TeachingAids in Mathematics Learning
at Coastal Elementary School in Silo Baru Village Dusun X. Center of Knowledge: Jurnal Pendidikan Dan Pengabdian Masyarakat,
-13.
27.Romorosa, Q., Dahe, K., Colanggo, M., Resabal, D., Anlicao, R., Boquia, R., ... & Luzano, J. (2023). Improving Students’
Achievement of Learning Competencies in Mathematics through Micro-Lecture via ED Puzzle. International Journal of Multidisciplinary
Approach and Studies, 10(4), 120-133.
28.Buscaroli, R., Chesani, F., Giuliani, G., Loreti, D., & Mello, P. (2023). A
Prolog application for reasoning on maths puzzles with diagrams. Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence, 35(7),
-1099.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.