О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
##plugins.pubIds.doi.readerDisplayName##:
https://doi.org/10.5281/zenodo.15761486##article.subject##:
головоломка, решение, механические, устные, танграм, магический квадрат, ханойская башня, головоломки со спичками, занимательные задачи##article.abstract##
Рассматриваются вопросы методики обучения учащихся решению математических головоломок
при изучении математики как средства развития их мышления. Решение головоломок расширяет словарный
запас, облегчает общение с людьми, позволяет научиться лучше считать в уме, повышает наблюдательность
и проницательность. Задачки-головоломки учат нас по-новому решать повседневные проблемы, в том числе
благодаря использованию нестандартного способа мышления.
Кроме того, приведены определение и виды математических головоломок. Занимательные задачи-головоломки –
это надёжное, проверенное временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи развивают
разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Рассмотрены примеры и история возникновения
головоломок и их польза в воспитании воли, упорства, сообразительности, развитии мышления и укреплении
памяти.
Библиографические ссылки
Барр С. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987. – 415 с.
Головин Д. А., Дубровский Е. Э., Ловков К. И., Шамшурина Ю. С., Ястребов М. И., Шмелева О. В. Математические головоломки:
полимино. // Юный ученый. – 2016. – №6.1. – С. 21-23.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999. – 447 с.
Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2018.– № 10 (октябрь). – С. 940–955. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm. 10.24422/
Дьюдени Г. Э. 520 головоломок. – М.: Мир, 2000. – 333 с
Дубровский В. Н., Калинин А. Т. Математические головоломки. – М.: Знание, 1990. – 144 с.
Ефремов, Т.В. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный словарь.: Ок.160 000 слов/ Т.В. Ефремов –
М.: Дрофа, 2000. – 1233с
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. Книга 1. – СПб.: Новое время, 1914. – 275 с.;Книга 2. – СПб.: Новое время, 1909. – 282 с.;
Книга 3. – СПб.: Новое время, 1915. – 322 с.
Избранные занимательные задания из книги И.Г. Сухина «Весёлая математика: 1500 головоломок для математических
олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс» (М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 192 с.)
Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М.: Изд. дом «ОНИКС»,2000. – 576 с.
Косярский, А.А..Олимпиадная математика. Геометрия, математические головоломки и элементы анализа : учебно-
методическое пособие А. А. Косярский. – Казань : Бук, 2023. – 60 с. – Текст : электронный.
Мочалов Л. Головоломки и занимательные задачи. М.: Физматлит. : 2006 .- 194 с.
Останов К. и др. Об использовании нестандартных задач в процессе активизации мышления учащихся //Проблемы науки. –
– №. 12 (48). – С. 98-99.
Останов К., Сиддикова С. Х. Развитие творческого мышления учащихся при решении логических задач //Наука и образование
сегодня. – 2021. – №. 4. – С. 79-81.
Останов К., Абсаломов Ш. К., Шукруллоев Б. Р. О. Решение задач на исследование как средство формирования у учащихся
умений применять знания в нестандартных ситуациях //Наука, техника и образование. – 2021. – №. 5 (80). – С. 61-64.
Останов К., Шукруллоев Б. Х. , Азимов А. А. Об обучении учащихся методам решения задач по комбинаторике //Проблемы
современной науки и образования. – 2019. – №. 6 (139). – С. 90-92.
Останов К. и др. Методические особенности ознакомления учащихся с понятиями специальных бинарных отношений //
international scientific review of the problems of pedagogy and psychology. – 2018. – с. 26-28.
Останов К., Султанов Ж., Нуриллаев С. С. Обучение учащихся умениям обобщать в процессе решения геометрических задач
//international scientific review of the problems and prospects of modern science and education. – 2018. – с. 76-77.
Cултанов Ж. и др. Использование принципа четности при решении олимпиадных задач //european research: innovation in
science, education and technology. – 2018. – с. 57-59.
AL-ABSI, M. (2009). Games and thinking in mathematics. Dar almaseera for publication and distribution, Jordan, 1st Ed.
Al-Heeleh, M. (2005). Educational Games and its Production
Techniques. Dar al-maseera for publication and distribution, Jordan,
rd Ed.
Evered, L. (2001). Riddles, Puzzles, and Paradoxes: Having Fun with Serious Mathematics. Mathematics Teaching in the Middle
School, 6(8), 458-61.
Guershon, H. & Larry, S. (2005). Advanced Mathematical Thinking at Any Age: its Nature and its Development. Mathematical Thinking
and Learning: An International Journal, 7(1), 27-50.
Khairiree, K. (2015). Creative Thinking in Mathematics with Tangrams and The Geometer’s Sketchpad. Proceedings of the 20th Asian
Technology Conference in Mathematics (Leshan, China).
Pulungan, P. S. A., & Marpaung, A. S. (2024). Community Service Application of Puzzle Straw TeachingAids in Mathematics Learning
at Coastal Elementary School in Silo Baru Village Dusun X. Center of Knowledge: Jurnal Pendidikan Dan Pengabdian Masyarakat,
-13.
27.Romorosa, Q., Dahe, K., Colanggo, M., Resabal, D., Anlicao, R., Boquia, R., ... & Luzano, J. (2023). Improving Students’
Achievement of Learning Competencies in Mathematics through Micro-Lecture via ED Puzzle. International Journal of Multidisciplinary
Approach and Studies, 10(4), 120-133.
28.Buscaroli, R., Chesani, F., Giuliani, G., Loreti, D., & Mello, P. (2023). A
Prolog application for reasoning on maths puzzles with diagrams. Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence, 35(7),
-1099.
Загрузки
##submissions.published##
Как цитировать
##issue.issue##
##section.section##
Лицензия
Copyright (c) 2025 YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.